Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) реки, моря или иного водного объекта называется береговой полосой и предназначается для общего пользования.
Водный кодекс РФ (статья 6) указывает, что ширина береговой полосы водных объектов общего пользования чаще всего составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.
Отдельно оговаривается, что каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в т.ч. для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств.
Однако на практике случаются ситуации, когда земельный участок предоставляется для целей, например, строительства индивидуального жилого дома (далее – ИЖС) и граница земельного участка устанавливается впритык к водному объекту. Собственники земельного участка огораживают его, тем самым закрывая проход к воде и, в нарушение требований Водного кодекса РФ, создавая невозможность использования береговой полосы другими лицами.
Такая ситуация стала предметом рассмотрения Верховного Суда РФ. Вынесенное по итогам рассмотрения Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.03.2025 N 14-КГ24-18-К1 защитило собственника земельного участка, в состав которого входит и береговая полоса.
В Воронежской области органы публичной власти обратились в суд с иском о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на земельный участок для ИЖС, поскольку часть границы земельного участка проходит с наложением его на береговую полосу реки Усмани. Помимо того, что речь идет о береговой полосе указывается, что территория является особо охраняемой природной территорией и не может принадлежать на праве собственности гражданину.
При рассмотрении нюансов дела выяснилось, что земельный участок был предоставлен в 1994 году. В 2002 году постановлением утверждены площадь и границы данного земельного участка и постановлено считать его в собственности гражданина, который внес соответствующие сведения и зарегистрировал свое право.
В настоящее время на земельном участке расположен дом таким образом, что изменить границу земельного участка для высвобождения береговой полосы невозможно.
Органы власти подают иск в суд о признании зарегистрированного права на земельный участок и дом отсутствующим.
Однако Верховный Суд РФ отметил, что такой иск является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством. Требование о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим может быть удовлетворено только тогда, когда оно заявлено владеющим собственником в отношении не владеющего имуществом лица, право которого на это имущество было зарегистрировано незаконно.
Кроме того, Верховный Суд РФ отметил, что на момент предоставления спорного земельного участка действовал Водный кодекс РСФСР от 30 июня 1972 г. Согласно статье 3 данного кодекса в соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР воды являются государственной собственностью - общим достоянием всего советского народа. А прибрежные полосы, береговые полосы, земли водного фонда не были тогда включены в Единый государственный водный фонд, а значит, на момент предоставления земельного участка, отсутствовал запрет на передачу прибрежной полосы в частную собственность.
На момент передачи земельного участка в частную собственность прибрежная полоса реки Усмань в границах конкретного населенного пункта установлена не была.
Поэтому Верховный Суд РФ отменил решения нижестоящих судов о прекращении права на земельный участок и, тем самым, защитил собственника земельного участка.
Таким образом, береговая полоса, невзирая на запрещающие нормы современного Водного кодекса РФ, может быть признана на праве частной собственности при определенных условиях.